Торжественное открытие выставки «Искусство Армении. XX век» состоится 27 октября в Государственной Третьяковской Галерее, в рамках Года Армении в России. Как сообщили в пресс-службе Посольства Республики Армения в Российской Федерации, в рамках данного проекта демонстрируются живопись и скульптура наиболее ярких представителей искусства Армении середины – второй половины XX века – всего около пятидесяти экспонатов. Ключевые произведения живописи на выставке – полотна выдающегося художника Мартироса Сарьяна (1880–1972). Это работы, выполненные художником в период его жизни в Ереване в 1930-х – 1960-х годах. Одним из любимых учеников Сарьяна был Минас Аветисян (1928–1975), который, возрождая традиции национального искусства, продолжал развитие декоративного направления армянской живописи. Пейзаж «Джаджур» (1959) Аветисяна, представленный на выставке, относится к наиболее значительным из его полотен. В конце 1960-х годов новым словом в искусстве Армении стало произведение С.Мурадяна (род. 1927) "Саженцы" (1969). Отдельными работами представлены классики армянской школы: М.Абегян (1909–1994), О.Каралян (1897–1981), О.Зардарян (1918–1992). В экспозицию вошли также полотна других армянских художников – Д.Налбандяна (1906–1993), сестер Ерануи (1910–1998) и Мариам Асламазян (1907–2006), Л.Бажбеук-Меликян (1922–2005). В экспозиции демонстрируется портрет, созданный Ю.Петросяном (А.Хачатурян. 1980. Шамот), интерпретации образа средневекового армянского историка и просветителя Мовсеса Хоренаци работы Н.Никогосяна и М.Назаряна. На выставке будут представлены также редко встречающемся в традиционной армянской скульптуры жанре натюрморта (Ю.Погосян. Груши. 1987. Бронза), и в анималистике (Г.Багдасарян. Красный и черный петухи. 1978. Бронза). Многие скульпторы обращаются к теме классики (С.Казарян. Канон. 1979. Шамот, металл, дерево; Г.Франгулян. Падающая колесница. 1980. Шамот, ангобы, глазурь). Тяготеющая к народной образности статуя Г.Багдасаряна «Мой дед» (1983), выполненная в туфе с характерной для него теплой и пористой поверхностью, соседствует на выставке с жанровой композицией Х.Искандаряна «Сбор тутовника» (1985–1988) из бронзы. Собрание Галереи довольно полно отражает развитие армянской скульптуры второй половины ХХ века. В настоящее время эта коллекция насчитывает около 100 произведений. Представленные на выставке живописные и скульптурные работы объединены своеобразными чертами армянской изобразительной школы – узнаваемым колоритом, светом, характерной пластикой, – многие из которых определила уникальная природа Армении
|